Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница
454087, Россия, г. Челябинск
ул. Кузнецова, 2А
Администратор диспансера для взрослых
+7 (351) 700-02-18
Детское диспансерное отделение
+7 (351) 245-25-50
Диспансерное отделение г. Копейска
+7 (35139) 275-20
Телефон доверия
+7 (351) 269-77-77

Настоящая болезнь или ребенок хитрит? Руководство от психолога для сомневающихся родителей

Настоящая болезнь или ребенок хитрит? Руководство от психолога для сомневающихся родителей
26 сентября 2025

«Мама, я плохо себя чувствую» — эта фраза в понедельник утром заставляет многих родителей насторожиться. Вчера — здоров и активен, сегодня — жалуется на недомогание. Как отличить настоящую болезнь от детской хитрости? Советами делится Сергей Козулин, старший психолог Областной психоневрологической больницы №1:

«Сомневаться — это естественно: важно не пропустить серьёзное заболевание, но и не дать ребёнку манипулировать ситуацией.

Главный помощник в этой ситуации — наблюдение. Прямой вопрос редко поможет выявить правду, поэтому обращайте внимание на поведение и состояние ребёнка.

Признаки настоящей болезни проявляются в бледности, вялости и отсутствии интереса к любимым занятиям. Если боль реальна, она не исчезнет при попытке отвлечь ребёнка. И, как правило, если болит, ребёнок может показать, где именно.


На возможную симуляцию указывает демонстративность: ребёнок смотрит на вашу реакцию, а симптомы появляются «вовремя» — перед школой и исчезают к вечеру или на выходных.

Правильная реакция на жалобу начинается с проявления поддержки. Важно сказать что-то вроде: «Вижу, что тебе нехорошо. Давай решим, как помочь — отдохнуть, выпить чай, померить температуру?» Затем можно спокойно предложить визит к врачу — действительно больной ребёнок не будет возражать. При сомнениях можно ввести «лечебный режим» — день без гаджетов для полноценного отдыха. У симулянта часто после этого «выздоровление» наступает мгновенно.


Если выяснилось, что ребёнок симулировал болезнь, не стоит ругать его. Лучше спокойно обсудить ситуацию вечером, сказав: «Заметила, что ты быстро поправился. Может, что-то беспокоит в школе, детском саду?» За ложью часто скрываются реальные проблемы: страх перед контрольной, конфликты с одноклассниками, усталость или сложности с учителями или воспитателем.

В таких случаях важно помочь ребёнку справиться с трудностями. Можно предложить помощь с уроками, обсудить конфликтные ситуации, объяснить важность честности и научить договариваться о днях отдыха заранее. Помните, что доверие и открытый диалог — основа здоровых отношений с ребёнком. Объясняйте, что ложь разрушает доверие, и вместе ищите решения возникающих проблем».

 

Изображение сгенерировано в «Шедевруме».